РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ

 Сегодня  понедельник 14 октября 2019 г.

Бесплатные консультации детских психологов
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » Как избегать детских манипуляций

Как избегать детских манипуляций

Инна Хамитова, преподаватель кафедры системной семейной психотерапии ИППиП, клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов г. Москвы, член Международной ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA), член Европейской ассоциации психотерапевтов (EAP).

Наиболее часто встречающиеся проблемы и работа над ними. Советы по улучшению взаимоотношений между родителями и детьми в различных проблемных ситуациях.


ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Возможные причины:

• Родители считают, что детей не следует обременять домашними обязанностями.

Рекомендуемое поведение:

Приучение детей к выполнению различных обязанностей должно начинаться с самого раннего возраста. Это помогает детям ощутить себя частью семьи, почувствовать свою полезность и осознать, что в них нуждаются. Многие родители недооценивают тот факт, что даже очень маленькие дети могут внести свой вклад в решение домашних бытовых задач.

НЕУВАЖИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ХАМСТВО

Возможные причины:

• Нарушенные взаимоотношений между родителем и ребенком.

Рекомендуемое поведение:

Следует помнить, что неуважительная речь и тон голоса являются симптомами нарушенных взаимоотношений. Если родители хотят, чтобы дети относились к ним с уважением, то и они  с детьми должны обращаться уважительно.
 
ДРАКИ МЕЖДУ СИБЛИНГАМИ

Возможные причины:

• Желание привлечь внимание одного или обоих родителей.
• Демонстрация власти над своими сиблингами и родителями.
• Желание причинить родителям боль.
• Подражание родителям.
• Попытка развеяться и разогнать скуку, поскольку дети не приучены развлекаться самостоятельно.

Рекомендуемые действия:

Родителям следует устраниться от драк и позволить детям самим выяснить свои отношения. Тем не менее, следует запретить использование любых предметов, которыми во время драки может быть нанесена рана (это относится также и к мелким предметам, вроде карандаша, булавки или куска проволоки) Детей нужно предупредить, что, если они хотят, то могут подраться, но только голыми руками

1. Весьма эффективна будет такая стратегия: потерпите, успокойтесь и позвольте детям подраться. И ничего не говорите - рано или поздно драка закончится сама по себе.
2. Не будьте зрителем или слушателем. Лучше удалитесь в ванную комнату или еще куда-нибудь. По окончании ссоры, храня молчание, вернитесь обратно.
3. Выставите всех дерущихся из комнаты во двор или на улицу. Однако делать это следует, соблюдая следующие правила: Детям сообщается, что, если они собираются драться, то должны выйти из дома и вернуться  только после окончания ссоры. Своих слов не повторяйте, а если дети не выходят, выгоните их, сохраняя невозмутимое молчание .

Может случиться так, что драка приведет к разбитому носу у ребенка, к царапинам или другим незначительным повреждениям. В основном, дети не хотят серьезно друг друга ранить (правда, здесь могут быть исключения), и тяжкое увечье ребенок получит вряд ли. Если ребенок приходит к родителю с царапиной или с чем-нибудь подобным, родитель может сказать: «Плохо, что ты поранился. Не хочешь ли промыть свою рану? Советую тебе продезинфицировать ее каким-нибудь препаратом. Можешь сам взять его в ящике для медикаментов, но, если ты хочешь, я пойду с тобой и покажу, где это лежит.» Родитель может даже обработать рану сам, но не следует обсуждать причины ее возникновения или выражать сочувствие. Если родители не будут вмешиваться, ребенок со временем сам научится уживаться со своими сиблингами без драк.

ПРОБЛЕМА - МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Возможные причины:

• Попытка ребенка заставить родителей им заниматься.

Рекомендуемоые меры:

1. В разговоре с ребенком скажите, что ожидаете его одетого к определенному времени.
2. Сообщите ему, что завтрак будет подан во столько-то и что от него зависит, будет он готов вовремя или нет. Если не будет, то останется без завтрака.
3. Если ребенок добирается до школы школьным автобусом, родителю следует сообщить ему, что, в случае задержки с одеванием, он получит одежду в пакете и ему придется одеваться в автобусе или в школе. При этом заверьте ребенка, что обязательно предупредите учителя, о возможном появлении ребенка в пижаме, поэтому учитель отнесется к этому с пониманием.
4. Если ребенок достаточно взрослый, ему придется идти в школу пешком независимо от того, насколько он при этом опоздает.
5. Если ребенок недостаточно взрослый, чтобы в одиночку пересечь улицу, то родитель может перевести его через проблемные места, после чего попрощаться и позволить ему пройти остаток пути самостоятельно .

В течение всего процесса очень важно сохранять невозмутимость, твердость и последовательность. Тогда ребенок вскоре начнет собираться даже раньше назначенного времени. Родителю при этом следует демонстрировать свое одобрение и давать высокую оценку прогрессу, которого ребенку удается достичь без посторонней помощи и напоминаний, а также всячески его за это поощрять.

ВСПЫШКИ РАЗДРАЖЕНИЯ

Возможные причины:

• Ребенок пытается чего-либо достичь, но у него не получается.
• Раздраженное поведение используется ребенком для демонстрации своей силы и для того, чтобы заставить родителей потакать своим притязаниям.

Рекомендуемое поведение:

В таком случае проявляем сочувствие и понимание, но в то же время помогаем ребенку понять, что злость решить проблему не поможет. Наоборот - злость будет держать его в напряжении и снизит эффективность его стараний. Убеждаем ребенка успокоиться и рассмотреть другие возможности, способные помочь справиться с задачей, и может быть, даже предлагаем свою помощь.

Во втором случае для демонстрации раздражения необходим зритель. Здесь самый действенный способ - лишение ребенка его зрителя. Родителям следует удалиться, давая ребенку полную возможность кидаться на пол и капризничать сколько ему угодно. Дети редко доводят дело до того, когда им становится по-настоящему больно, но случиться такое может, и, если родители испугаются и расстроятся, дети потом будут вить из них веревки. Если же родители останутся невозмутимы, то ребенок, увидев, что его «концерт» на них не действует, вряд ли снова повторит свое представление.
Родителям, проигнорировавшим вспышку детского раздражения, не следует о ней упоминать после того, как ребенок успокоится — с ним следует вести себя так, будто ничего не произошло. Если вспышка раздражения у ребенка повторится, следует предпринять стандартные ответные действия — уйти. При выдерживании родителями последовательности, ребенок откажется от использования приемов, не приносящих никакого результата.

ХНЫКАНЬЕ И НЫТЬЕ

Возможные причины:

• Желание привлечь внимание родителей.

Рекомендуемые меры:

На такое поведение внимания обращать не следует, но если выносить его родителям трудно, то лучше удалиться в такое место, куда ребенок добраться не сможет. Например, как и в случае с дракой, ванная комната.
Очень эффективным приемом обращения с хнычущим ребенком является следующий: вместо того, чтобы уговаривать ребенка прекратить хныканье, можно попросить его говорить ноющим голосом всякий раз, когда он обращается к родителю.

ЛОЖЬ, ВОРОВСТВО

Возможные причины:

• Попытка избежать реального или вероятного наказания.
• Желание ощутить свою власть и кого-то в чем-то превзойти (чаще всего взрослого).
• Стремление отомстить, причинить боль родителям, для которых доверие является большой ценностью.
• Желание привлечь внимание родителей, особенно когда ребенок убежден, что должны совершить что-то по-настоящему плохое, чтобы родители им занялись.

Рекомендуемые меры:

Прежде всего, следует понять цель подобного поведения, после чего необходимо откровенное обсуждение с ребенком того, почему он решил, что лгать или красть — выгодно. На такие проблемы нельзя закрывать глаза или стараться справится с ними, действуя обходными путями.

Родители часто не сознают того, что сами учат детей лгать, когда это выгодно, и какие негативные последствия это влечет. Вот лишь некоторые примеры:

1. Составление записок с выдуманными уважительными причинами пропуска ребенком занятий в школе.
2. Просьба ребенку ответить на телефонный звонок, сообщив звонящему, что родителя нет дома.
3. Совет ребенку солгать относительно своего возраста, чтобы сэкономить на цене билета в кино или для того, чтобы получить работу.
4. Наущение ребенка отрицать что-либо с целью избежания неприятностей.
5. Ложь родителя в случае невыполнения данного ребенку обещания.
6. Хвастовство тем, как родителю удалось обхитрить продавца или схитрить на налогах.
7. Отказ признаться в своей ошибке, когда ребенок точно знает, что родитель ее совершил.

ПРИСТРАСТИЕ К ТЕЛЕВИЗОРУ

Возможные причины:

• Ребенок не умеет развлекаться самостоятельно.
• Моделирование ребенком своего поведения по образу поведения родителей.

Рекомендуемые меры:

1. Составьте список детских телепрограмм, против просмотра которых у вас возражений нет.
2. Согласуйте время и длительность просмотра телевизора как в учебные дни, так и в выходные.
3. В рамках двух предыдущих положениями позвольте ребенку самому выбирать программы, которые он хотел бы посмотреть.
4. Заверьте ребенка, что спустя неделю или две, план будет пересмотрен, что обеспечит еще большую гибкость в выборе программ.
5. Если в одно и то же время дети хотят смотреть разные программы, посоветуйте им договориться об очередности выбора. Еще однин способ решения этой проблемы — запись одной из программ на видео, чтобы другой ребенок мог посмотреть ее потом.
6. Из всего вышесказанного могут быть исключения для очень специфических случаев. При этом следует проявлять осторожность, чтобы любая желаемая программа с легкостью не причислялась к разряду «особых», с целью перехитрить сложившуюся систему.
7. Согласуйте с детьми санкции за нарушение вышеуказанных положений.

Если ребенок будет смотреть телевизор больше дозволенного времени, ему придется поплатиться за это полным запретом просмотра телевизора на следующий день. Если нарушение принятых условий происходит регулярно, то просмотр телевизора должен быть полностью запрещен в течение оговоренного временного периода. В качестве такого периода можно считать неделю.

БЕСПОРЯДОК

Возможные причины:

• Дети берут за образец отношение к порядку своих родителей.
• Родители полагают, что детей не следует обременять домашними заботами.

Рекомендуемые меры:

Для того, чтобы приучить ребенка соблюдать порядок, показать ему, что и как делать требуется время. Сначала родитель может предложить ребенку свою помощь в уборке комнаты, постели, в поддержании общего порядка, но, когда ребенок поймет, как все это делается, родителю следует от по такой помощи устраниться.

Если есть проблемы с поддержанием порядка, можно предложить ребенку систему «ящика-хранилища». Предварительно эту систему с ребенком следует обсудить и побудить его принять обязательство хранить личные вещи в своей комнате или в своей части комнаты, если он разделяет ее с другими детьми. При невыполнении данного соглашения любой предмет, который ребенок оставит не на своей территории, родитель уберет, так чтобы его трудно было найти. Через некоторое время ребенок заметит, что у него нет нижнего белья, одежды, игрушек и т. д. Через неделю, прошедшую со дня изъятия предмета, родитель предлагает ребенку поразмыслить над ситуацией и принять решение о своих дальнейших действиях. Если ребенок выбирает заботу о своих вещах, то нужно поостеречься совершать или говорить что-то такое, что может вызвать у него чувство неудобства или стыда за перемену решения. Если в дальнейшем ребенок нарушит данное им обязательство, то родителю следует снова повторить неотвратимое последствие, но теперь уже на более долгий срок.

Подобный способ работы с данной проблемой будет эффективен, только если родители будут последовательны и не станут делать ребенку выговор и напоминать ему о том, что может случиться. Если их беспокоит, что подумают родственники или соседи, когда увидят, грязную одежду, в которой  ребенок ходит, то стоит подумать, что для них важнее, - правильно воспитать ребенка или прилично выглядеть в глазах окружающих?

ПРОБЛЕМЫ С ЕДОЙ

Возможные причины:

• Результат чрезмерной обеспокоенности родителей тем, что, сколько и как едят их дети.
• С помощью еды ребенок манипулирует родителем с целью добиться желаемого.

Рекомендуемые меры:

В решении этой проблемы можно достичь хороших результатов, если четко установить время приема пищи, предварительно обсудив его с ребенком. При этом следует сказать, что в случае отказа есть то, что подано, ребенку придется ждать следующего приема пищи, а до того ему не удастся ничего перекусить. Можно даже запереть холодильник или комнату с продуктами до той поры, пока в них не появится необходимость. Кроме того, на полках или в холодильнике может быть целесообразно хранить лишь минимальное количество пищи. Конечно, в результате этого родителям придется ходить в магазин почти каждый день, но через несколько недель таких усилий будет виден положительный результат.

Некоторые дети отказываются от приема какой-то определенной пищи. Советуем при подаче на стол таких блюд (например, картофеля) сказать ребенку: «Я знаю, что ты не любишь картошку, поэтому не буду тебе ее предлагать», и перейти к следующему по очереди члену семьи. Несомненно, такое обращением ребенка удивит. Поначалу его это наверняка обрадует, но ему не понравится, что его игнорируют. После нескольких дней такого подхода он больше не сможет этого выносить и, скорее всего, заявит: «Я передумал. Я хочу поесть чуть-чуть картошки». В обсуждение этой темы углубляться не следует - просто положите ему картофеля и скажите, что если он опять передумает, то вы всегда готовы подстроиться под его желание. На следующий день можно спросить его, будет он есть картофель, после чего поступайте в зависимости от его ответа — положите ему картофеля или оставьте его тарелку без гарнира. Никаких дальнейших дискуссий быть не должно. Этот прием — некое подобие Адлеровского «плевка в суп». Такой метод сводит на нет все удовольствие, получаемое ребенком от капризного поведения, поскольку никто на него не реагирует.

Если родители замечают, что ребенок превращает еду в игру, они должны поставить его перед выбором: или сейчас же все доесть, или отказаться и ждать следующего приема пищи. Следует сказать так: «Если ты уронишь еду на пол или прольешь на стол или, если ты будешь есть слишком долго, то тебе придется уйти из-за стола и ждать, когда мы сядем кушать в следующий раз». Если свое баловство ребенок продолжит, родитель должен молча убрать пищу и удалить его из-за стола. На действия родителя не должны влиять никакие просьбы, крики или угрозы. Если родитель окажется непоследовательным, ребенок начнет им манипулировать и будет использовать свое безобразное поведение до тех пор, пока родитель ему не уступит. Важно, чтобы при этом родители не испытывали к ребенку жалости и не чувствовали перед ним вины за то, что лишили его еды. Если позже ребенок придет и пожалуется на чувство голода, родители должны отнестись к немк дружески, но в то же время спокойно и твердо сказать: «Да, должно быть ты и вправду голоден, но ничего не поделаешь, придется подождать следующего приема пищи». И действительно до этого момента не следует позволять ребенку брать что-нибудь пожевать. Эта прием эффективен только в случае, если родители уверены в том, что они делают и понимают, что ребенок, если он по-настоящему голоден, станет есть самую обычную пищу.

ТРУДНЫЙ УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ

Возможные причины:

• Желание детей заставить родителей заниматься ими.
• Демонстрация власти над родителями.

Рекомендуемые меры:

Советуем родителям дать ребенку будильник, научить его пользоваться им, показать, как выставить часы на определенное время (или, если ребенок еще слишком мал, самому выставить нужное ему время звонка) и как выключить будильник, когда он зазвонит. Однако, гораздо чаще данная проблема связана с родителями, а не с детьми.

Родители, которых ребенок заставляет ему прислуживать, и которые годами будили его, утверждают, что ребенок просто не услышит будильника и продолжит спать или просто не встанет с постели и в результате опоздает в школу. Такое может случиться в первый день или иногда два дня подряд, но мы редко встречали детей, которые не принимали на себя ответственность за подъем и самостоятельную подготовку к школе, когда поняли, что игры кончились и родители больше не намерены брать на себя эту заботу. «Глухоту к родителям» при утреннем подъеме и отказ просыпаться особенно склонны проявлять подростки. По большей части это дети, которых родители будили на протяжении всего времени обучения в школе. Они считают, что это родительская обязанность, и обижаются, когда родители неожиданно перестают им "прислуживать". Если в своем отказе будить их по утрам родители будут последовательны и не станут вступать с ними конфликтовать, дети, пусть и с неохотой, но возьмут  эту обязанность на себя.

ПРОБЛЕМА С ОТХОДОМ КО СНУ

Возможные причины:

• Борьба с родителями за власть.
• Желание привлечь родительское внимание.

Рекомендуемые меры:

Существует ряд приемов, с помощью которых родители могут эти проблемы устранить.

1. Обсудите с ребенком время, когда он должны находиться в своей комнате или в той части комнаты, где он спит, если отдельной комнаты у него нет.
2. Что касается времени, когда дети должны разойтись по своим комнатам, они обязаны соблюдать установленное соглашение неукоснительно, однако решение вопроса о том, когда детям ложиться спать следует предоставить им самим (пункт, который некоторым родителям принять чрезвычайно трудно). В большинстве случаев дети ложатся спать вскоре после того, как они уходят в свои комнаты, поскольку ни от кого не получают внимания.
3. Скажите детям, что расскажете им сказку или поболтаете с ними, когда они улягутся в постель, но установите время, по истечении которого вы оставите их одних.
4. Перед тем как уйти в свою комнату, ребеное непременно должен посетить в туалет.
5. Поставьте возле кровати стакан с водой.
6. Если ребенок выходит из своей комнаты начинает что-нибудь просить, проигнорируйте его просьбу, сделав вид, что вы его не слышите.
7. Если ребенок придет в комнату к родителям, твердо возьмите его за руку и проводите обратно на его место. Возможно, за один вечер такую процедуру придется повторить несколько раз, но уверяем вас, что это не продлится долго.
8. Не следует проверять, уснул ребенок или нет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, УРОКИ

Возможные причины:

• Приготовление уроков — это поле противостояния, на котором ребенок постоянно одерживает верх над родителями.
• Желание привлечь родительское внимание.
• Избалованность и неспособность делать что-либо самостоятельно.

Рекомендуемое поведение:

Выполнение домашнего задания — это обязанность ребенка, и родитель вмешиваться в это не должен. Дети, привыкшие полагаться на родителей, сидящих рядом с ними во время выполнения домашнего задания, в школе обычно не выполняют работу до тех пор, пока рядом с ними не сядет учитель. У ребенка должно быть специально отведенное время (не вызывающее у него возражений), в течение которого  он должен выполнять домашнее задание. Если ему что-то не понятно, родитель может ему помочь, но это должно занимать несколько минут.  Как только ребенок поймет, что и как делать, родитель должен оставить его наедине с его работой.

Дети, у которых на протяжении нескольких лет в школе плохая успеваемость, часто настолько отстают от программы, что не в состоянии выполнить заданную работу самостоятельно. Такие дети обычно слишком горды, чтобы признаться в своей неспособности справиться с домашним заданием, поэтому прикрываются плохим поведением, ненавистью к определенным предметам или тем, что слишком устали и что выполнят задание потом. Необходимо объяснить ребенку, из-за чего у него возникла такая проблема, помочь ему избавиться от чувства стыда за это и перестать считать себя отсталым. Можно, например, сказать: «Ты не работал на протяжении долгого времени, поэтому естественно, что ты не можешь понять, как решается эта задача. Здесь нужны дополнительные знания. Не надо сравнивать себя с детьми, которые знают, как ее решить - они на протяжении нескольких лет регулярно трудились. Однако это не значит, что они умнее тебя - ты просто отстал от них, вот и все. Ты А если захочешь побольше потрудиться, сможешь нагнать свой класс. Можно пригласить репетитора, который будет приходить к нам домой и начнет заниматься с тобой с той темы, где ты остановился, и постепенно у тебя все наладится».

ПРОБЛЕМА КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Рекомендуемое поведение:

Карманные деньги нужно выдавать ребенку без каких-либо условий в качестве демонстрации понимания его потребности в некотором количестве денег и для того, чтобы научить его обращению с ними. Ребенку должно быть разрешено тратить эти деньги без отчета о том, как и на что они были потрачены. С ребенком следует договориться об определенном дне выдачи ему карманных денег. Если он предпочтет потратить все и сразу, то никакие последующие упрашивания не должны повлиять на твердую позицию родителя выдавать карманные деньги только по определенным дням. Не следует давать деньги взаймы в счет будущей выдачи, поскольку это сильно помешает обучению ребенка правильному обращению с деньгами. Если деньги все же были выданы преждевременно, то в следующий раз родители должны вычесть эту сумму. И не следует путать карманные деньги ребенка, с деньгами, которые он получает на конкретные цели, такие как, например, школьные завтраки, проезда в общественном транспорте и т. п. Не следует также путать их с оплатой за выполненную определенную работу по хозяйству, на которую родители обычно кого-то нанимают. Например, мытье окон, автомашины или стрижка газона. Psiholog.Kollegia.RU
Помощь детского психолога. Детская психология. Бесплатные консультации и советы онлайн и по телефону
ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПОМОЩЬ ПСИХИАТРОВ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН И ПО ТЕЛЕФОНУ

ClickHeat : track clicks