РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ

 Сегодня  суббота 17 августа 2019 г.

Бесплатные консультации детских психологов
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » Как подобрать для ребенка игры

Как подобрать для ребенка игры


Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие складу его характера и темпераменту.
Анна Юрьевна Арутюнян, дипломированный психолог-консультант.


Так же как у взрослых работа, у ребенка есть очень важное занятие - игры, и от того, какими играми увлекается ваш ребенок, в немалой степени может зависеть его будущее.
Для ребенка игры – это его «работа». С их помощью он познает себя и внешний мир, развивает свои физические и интеллектуальные способности, учится общаться с окружающими, демонстрирует и как бы испытывает свой характер. Поэтому игра для ребенка - не просто времяпрепровождение, а необходимое условие для нормального роста и развития. Именно в игре ребенок обретает опыт построения взаимоотношений во взрослой жизни и закладывает основы своего будущего.

Как правило, до 3-летнего возраста игры ребенка еще рано называть играми. Игра возникает тогда, когда он начинает играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, когда один предмет выступает в качестве обозначения другого предмета или существа. Понаблюдав, каким играм ребенок отдает предпочтение, родители могут определить его темперамент.

Краткая справка: самая ранняя из дошедших до нас классификаций темпераментов принадлежит Гиппократу. Она же наиболее известна, поэтому именно ее мы и будем придерживаться. Великий философ и врач считал, что основу характера человека составляет наличие в его организме в определенном соотношении четырех жидкостей: кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и черная желчь (меланхоле). В зависимости от того, какая жидкость у человека преобдладает, Гиппократ выделил четыре типа темперамента.

Основу темперамента составляют свойства нервной системы и ее способность воспринимать окружающий мир, перерабатывать получаемую информацию и решать возникающие задачи. Ребенок изначально рождается наделенным одним из вышеперечисленных темпераментов. А мы попробуем разобраться, как с помощью игры можно помочь ему развить слабые черты его характера и научить более полно использовать сильные.

Сангвиники

Сангвиники – это люди игры, созданные играть и заражать своей игрой окружающих. Они энергичны, подвижны, дружелюбны, общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке и ладят с окружающими. Настроение у них ровное без особых эмоциональных всплесков. Они легко и быстро засыпают, просыпаются в хорошем настроении. Это такие генераторы, заряжающие все вокруг себя энергией и движением. Они недолго таят зло на обидчиков, легко заинтересовываются чем-то новым и послушны родителям. С другой стороны, у них зачастую отсутствует собственное мнение, они часто меняют привязанности, друзей, и  игрушки им быстро надоедают. Дети-сангвиники с трудом доводят до конца начатое дело. Их нелегко приучить к выполнению  каких-либо обязанностей. Заинтересовавшись чем-либо, но не рассчитав силы, ребенок может устать и быстро охладеть к охватывавшей его еще недавно идее, поэтому усидчивыми таких детей назвать нельзя. Ребенку трудно играть долгое время в одну и ту же игру или игрушку, и, если у него что-то не получается, он не расстраивается - ему несложно переключиться на что-нибудь другое, что получается. Сангвиник не станет бороться за достижение цели, - он скорее займется чем-то, не требующим больших усилий. Поэтому детей-сангвиников надо стараться приучать к целеустремленности и усидчивости. Как нельзя лучше здесь подойдут головоломки, паззлы, трансформеры, электронные игры и различные конструкторы - вобщем, игры, требующие длительной концентрации внимания. Чтобы жизнерадостность и оптимизм сангвиника не переросли в непостоянство и легкомыслие, нужно учить его терпению в достижении поставленных целей. Задача родителей - поддерживать интерес ребенка к игре или игрушке, заставить работать его воображение, показывая другие способы игры с одной и той же игрушкой. Если вы заметите, что от конкретной игры ребенок устал, переключите его на какое-нибудь другое занятие и не принуждайте делать это через "не хочу", - во всем нужно знать меру. А позже можно снова обратить его внимание на ту же игрушку.
Очень важно приучать своего маленького сангвиника делать все качественно. Пусть у него будут свои обязанности по дому: аккуратно складывть в шкаф свои вещи, к обеду расставить на столе тарелки, следить, чтобы у домашнего питомца всегда была вода – все, что угодно, но так, чтобы у ребенка возникла ответственность за результат. Не оставляйте без внимания рассыпанные на полу карандаши, сброшенные где попало ботинки. Если работа выполнена плохо, ее следует переделать. Ребенку необходим постоянный, но ненавязчивый контроль, а также подсказки и напоминания о тои, что еще надо сделать. За аккуратно выполненную работу обязательно ребенка хвалите.
Чтоб приучить ребенка самостоятельно одеваться для прогулки, хорошо бы с ним вместе нарисовать предметы одежды, указать последовательность, что за чем надевать, и повесить рисунок где-нибудь рядом с его гардеробом или в прихожей.

Дети-сангвиники склонны часто менять друзей. Постарайтесь научить его радоваться старым друзьям и помогите им придумать новые игры и найти точки соприкосновения. Научите ребенка умению общаться со сверстниками и при этом играть по правилам. Учите его дружить. И, пожалуйста, не забывайте, что воспитывать лучше всего собственным примером.

Флегматики.

Со стороны может показаться, что флегматик – ребенок беспроблемный. Однако, это совсем не так. Флегматизм – один из наиболее сложных типов организации психики.
Ребенок-флегматик  не любит никаких перемен. Его мимику нельзя назвать подвижной - он вообще мало проявляет свои эмоции. Флегматики любят поспать, быстро и крепко засыпают, но просыпаются с трудом. Прежде чем что-либо сделать, они долго раздумывают, медленно говорят и двигаются, но однообразную работу им удается выполнять легко. Поэтому они с удовольствием играют в такие игры, в которых необходимы усидчивость, спокойствие и аккуратность.

Дети-флегматики с трудом входят в в коллектив, не любят участвовать в массовых мероприятиях и, вообще, не отличаются общительностью. В детском саду им трудно привыкать к расставанию с родителями, новым лицам, обстановке и распорядку дня. Однако, освоившись, ребенок-флегматик будет слушаться воспитателей, соблюдать все правила, аккуратно складывать свои вещи и пользоваться горшком, поскольку во всем любит порядок.

Флегматик по своей природе медлителен. Он все делает неспешно. Не следует его торопить, подгонять и тем более ругать за это. Под воздействием критики флегматик становится еще более задумчивым и медлительным. Однако, делать что-либо за него не следует, так как это может привести к еще большей пассивности и лени. Пусть он и делает все медленно, зато добросовестно и основательно.

Ребенок-флегматик недостаточно эмоционален, поэтому родителям стоит обращать его внимание на других людей, их чувства и приучать к чувствительности его самого. Хорошо бы обзавестись домашним питомцем, о котором ребенок мог бы заботиться. ухаживать и кормить.
Присмотритесь, с кем ваш ребенок дружит, нет ли среди его окружения явных лидеров, которые могут им командовать, поскольку он беспрекословно подчиняется. Флегматики редко когда сами предложат поиграть. Они словно наблюдают жизнь со стороны, хотя у них, как правило, хорошо развито воображение. Однако, даже при умении играть, реализовать свое умение у них не получается. Поэтому флегматиков нужно всячески в этом поддерживать, повышать их самооценку и чаще хвалить. На первых порах старайтесь оградить своего ребенка от игр, в которых он может проиграть. Сначала его нужно заинтересовать самим игровым процессом. Для таких детей лучше подойдут игры, при которых приходится больше двигаться. Если это кубики, то большие, чтобы с ними нужно было ходить, если машинки, то тоже большие, чтобы, чтобы для их прокатывания необходимо было больше двигаться. А где-нибудь в комнате устройте ребенку спортивный уголок .

Учите вашего ребенка различать чувства и эмоции. Можно нарисовать несколько рожиц, выражающих разные эмоции (например, радость, гнев, обиду, скуку, нетерпение), и по таким картинкам учить его отслеживать собственные. Обязательно нужно играть с ним в сюжетно-ролевые игры, где можно было бы спорить, отстаивать свое мнение и находить компромисс. Роль в игре давайте ему активную, а не пассивную, и не второстепенную, а главную.
Полезны игры на свежем воздухе и закаливание. Затем постепенно приучайте ребенка к играм соревновательным, которые потребуют от него от скорости, хорошей реакции и умения быстро принимать решения. Ходите с ним почаще в гости. Давайте ему мелкие бвстровыполнимые поручения, например, сбегать выкинуть в урну конфетную обертку или в магазине передать кассиру деньги. Следите за тем, как ваш ребенок выполняет порученное дело, предупреждайте его, сколько еще у него остается на это времени и когда пора заканчивать, иначе полдня у него уйдет только на раскачку.

Предоставленный самому себе, ребенок-флегматик хлопот родителям как правило не доставляет, однако поддаваться на такое сомнительное «удобство» опасно, так как оно может перерасти в лень и апатию.

Меланхолики

Меланхолик - это чувствительный отзывчивый, деликатный, легко ранимый и остро реагирующий, ребенок, нерешительный и замкнутый. Он быстро устает и с трудом восстанавливает силы, долго засыпает, любит поспать и не любит ранних подъемов. Свои эмоции такие дети проявляют сдержанно. Кажется, что рыдать или хохотать они не умеют - лишь тихо плачут или робко улыбаются. Им трудно что-либо просить - вместо этого они долго и жалостливо будут смотреть на предмет своего вожделенния, кажущийся им недосягаемым. Они не любят громкого звука и шумных игр. Ребенок-меланхолик играет как правило один или с надежным проверенным другом, которму он наверняка не проиграет. Меланхолики, вообще, не умеют переживать неудачи Единожды проиграв, они вряд ли захотят участвовато в той же игре.

Расстраивается ребенок-меланхолик по каждому пустяку. Он долго помнит неудачи, обиды и не умеет переносить трудности, поэтому очень важно научить его отвлекаться от постоянного копания в себе и скрытого пережевывания обид. Его внимание все время надо переключать на положительные аспекты ситуации и на другие внешние события. Неплохо, если вы начнете закалять своего маленького меланхолика, делать вместе с ним зарядку и заинтересуете его спортом, благодаря чему он сможет научиться преодолевать многие препятствия.

Не проявляя эмоций внешне, внутренне меланхолики могут расстраиваться очень сильно. Их слабо выраженная реакция - это не безразличие. Родители меланхоликов часто раздражаются из-за их невнимательности, забывчивости и заторможенности, но такой ребенок просто не в силах долго и сосредоточенно чем-либо заниматься - новые впечатления, новая информация и люди его быстро утомляют. Такому ребенку необходима комфортная домашняя обстановка, где он чувствовал бы себя окруженным заботой и любовью.

Игрушки ребенку-меланхолику можно покупать немного «на вырост», чтобы пробудить в нем интерес и желание разобраться, как они устроены. Для этого хорошо подходят конструкторы, из деталей которых можно собирать разные вещи. Нужно давать ему время на адаптацию к новым игрушкам, а также полезно показать различные варианты занятий с одной и той же игрушкой. Не помешают и военные игрушки, такие как солдатики, пистолеты, ружья, роботы-воины.
К соревновательным играм на скорость и ловкость его привлекать не стоит - то совсем не его сфера. Лучше, если его игры не будут носить состязательного характера и поначалу будут индивидуальными: коньки, ролики, велосипед. А еще лучше подойдут занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, пением. Он с удовольствием займется постановкой домашних спектаклей, пантомимой, сочинением совместно с вами сказок и разучиванием стишков и песенок.

Вообще, режим для меланхоликов необходим щадащий. Не следует давать ребенку сразу много игрушек, наполнять дом большим числом друзей и часто бывать с ним на детских мероприятиях. Не надо давить на его слабые места и проявлять к нему чрезмерную строгость. Не надо повышать даже голос. Вместо этого подумайте, за что его можно похвалить, и хвалите еще больше, когда он сам делает нечто новое. Гордитесь им и рассказывайте всем о том, каким замечательным и самостоятельным растет ваш ребенок. От этого у него вырастут "крылья" и появится мотивация к дальнейшей деятельности.

Холерики

Ребенок-холерик – это просто "ураган". Он хочет всего сразу и желательно уже вчера. Если же заполучить это не удается, он закатывает долгую истерику. и Легковозбудимые и неуравновешенные, они, вообще, склонны к истерике по любому поводу. Обычно у них подвижное лицо, быстрая речь и движения. Они энергичны, и кажется, что внути них все кипит, однако им не хватает терпения и самообладания. Холерики агрессивны и слишком прямолинейны, что может приводить их к потере друзей. Они с трудрм засыпают. Сон их чуток, но к утру они уже снова готовы рваться в бой. Нервная система холериков очень подвижна, поэтому за пару часов перед отходом ко сну родителям следует исключить шумные игры, просмотр телевизора и тому подобные занятия. Родителей такой ребенок держит в напряжении постоянно.
Активность холериков полезно направлять в созидательное русло и привлекать их к помощи по домашнему хозяйсту, но помните, что подолгу заниматься одной и той же работой они не умеют. По этой причине виды деятельности для них необходимо чередовать, чтобы поддерживать их интерес постоянно. С детства их нужно обучать правилам поведения в обществе – не кричать, не перебивать других, уметь извиняться и вежливо излагать свои просьбы. Криком и руганью ничего от них добиться невозможно - от этого они будут лишь нервничать и заводиться еще больше. Сначала ребенка следует успокоить, а потом уже объяснить, как лучше было бы поступить, иначе чисто из противоречия в следующий раз он обязательно снова сделает вам назло. Такие дети самостоятельны и с самого раннего возраста не позволяют собой командовать. Вам не помогут крик, одергивания и шлепки - главное оружие в воспитании холериков – это спокойствие и терпение.

Дети-холерики очень подвижны, и порой кажется, что они находятся в нескольких местах одновременно. Игры у них всегда шумные, даже если это всего лишь рисование. Да и сами они всегда стремятся стать лидерами и заводилами в любой компании. В спокойные игры, где требуется усидчивость и концентрация внимания, они играть не умеют. И все же именно к таким занятиям нужно постараться их приучить, оставив при этом окошко для выброса бурлящей в них энергии. Это означает - водить их на спортивные занятия, где присутствует дух состязания и давать вволю наиграться в подвижные игры. Ограничивать их двигательные порывы лучше не стараться.

Со своим кипучим темпераментом дети-холерики самостоятельно справляться не умеют. Они вспыльчивы, часто сами провоцируют конфликты и лезут в потасовку. Холерики любят работать на публику. Им необходимо, чтобы окружающие видели, как здорово у них все получается, и одаривали их похвалами. Они сами во всем устанавливают правила и сами же их нарушают. У них острый ум, они легко, усваивают информацию, но из-за своец непоседливости так же быстро ее забывают. Поэтому с ними нужно играть в спокойные интеллектуальные игры, например, такие, где надо запомнить несколько предметов, а затем по памяти их перечислить. В конце игры вручите ребенку какую-нибудь награду. Просто так ему играть не интересно - он играет не ради самого процесса игры, а на результат. Холерик вряд ли оценит по достоинству паззл или конструктор, но готов будет без устали играть в настольный футбол бильярд, кегли или метать дротики. Ему показаны любые игры с мячом, а также всемозможные лазалки, прыгалки и бегалки - главное превратить его игру в соревнование так, чтобы он видел конечную цель. Почаще выезжайте на дачу и ходите в походы.

Холерика, как и сангвиника, мало интересуют чувства других людей, поэтому обращайте его внимание и на эту сторону жизни. Можно, например, устроить такую игру: изображайте на своем лице различные чувства, а ребенок пусть попробует их угадать. Затем поменяйтесь ролями.
Психика у холериков не так подвижна, как у сангвиников, поэтому их цели и интересы более устойчивы, что позволяет им увереннее идти к намеченной цели и добиваться своего. Найдите достойное применение их энергии, и при правильном подходе дети могут стать толковыми помощниками по дому.

Постарайтесь приучить ребенка к рисованию, вышиванию, лепке, настольным играм. Так вы сможете подготовить его к школе.  Для детей-холериков весьма полезны игры на расслабление. Например, лежа на спине потрясти ручками, подрыгать ножками, сбросить с них напряжение, поводить руками , словно птица в полете и т. п.

В чистом виде ни один темперамент не встречается. Характер человека – это всегда их смесь. Ребенок растет, меняется, приспосабливается к условиям окружающей его действительности, но главные его черты изменяются незначительно. Не пытайтесь и вы в корне менять характер своего ребенка, из холерика делая меланхолика, - вряд ли вам это удастся. Ценой же таких экспериментов может стать психическое здоровье малыша. Не стремитесь, чтобы ваш ребенок походил на соседского – вы сами растите своего самого любимого и неповторимого. Гораздо полезнее развивать его сильные стороны и обращать на пользу слабые, потому что разброс интересов способствует расширению кругозора и умению держать в поле зрения множество аспектов одновременно, а обратной стороной медлительности является аккуратность и умение довести начатое дело до конца. Psiholog.Kollegia.RU
Помощь детского психолога. Детская психология. Бесплатные консультации и советы онлайн и по телефону
ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПОМОЩЬ ПСИХИАТРОВ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН И ПО ТЕЛЕФОНУ

ClickHeat : track clicks