РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ

 Сегодня  понедельник 14 октября 2019 г.

Бесплатные консультации детских психологов
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают, что готовность к школе – одна из самых волнующих для родителей тем, потому что от того, как сложится у ребенка школьная жизнь, во многом зависит и его будущее. Поступая в школу, дети обязательно проходят собеседование, а иногда и тестирование. Педагоги проверяют знания и навыки ребенка, в том числе умение читать и считать. Задача же школьного психолога совсем иная: определение степени психологической готовности ребенка обучению в школе.

Психологическую готовность к школе желательно определять за год до предполагаемого начала обучения, так как в этом случае останется достаточно времени подкорректировать то, что нуждается в коррекции. К сожалению, многие родители полагают, что подготовка к школе заключается только в интеллектуальный упражнениях, поэтому, не жалея сил, водят своего ребенка на занятия по развитию памяти, внимания и мышления. Однако готовность к школе имеет еще и ряд других аспектов,
самым важным из которых является мотивация к учебе. При этом мотивация различается внутренняя и внешняя. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то в большинстве случаев ответ будет «хочу». Но это «хочу» бывает разным. Внешняя мотивация связана с внешней аттрибутикой, например, «хочу красивый пенал и много фломастеров» или «хочу такой же портфель, как у брата». Внутренняя же мотивация основана на непосредственном желании учиться, получать знания. Замечено, что в первом классе лучше учатся дети с внешней мотивацией, потому что их желания реализуются, а серьезная интеллектуальная нагрузка пока отсутствует.

Еще одним аспектом готовности к школе психологи считают готовность волевую. Она означает способность ребенка действовать по команде в соответствии с показанным ему образцом. Ребенок должен уметь следовать установленному порядку, пренебрегая своими собственными желаниями.

Важным аспектом является также и коммуникационная готовность. Ребенку полезно уметь взаимодействовать как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен понимать правила общения и уметь действовать, исходя из этих правил. Например, знать, в какие моменты во время уроков можно вставать; вопросы учителя задавать по делу, а не по пустякам и т. д.
Умение общаться со сверстниками должно заключаться в двух навыках: ребенок должен научиться договариваться с другими детьми, и спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции, поскольку школьная жизнь представляет собой непрерывное соревнование.

Также очень важна речевая практика ребенка. Он должен уметь поддерживать диалог, грамотно задавать вопросы, отвечать на заданные ему и пересказывать увиденное.

Чем может помочь ребенку школьный психолог?

Психолог может:
  • провести полный анализ готовности ребенка к школе;
  • помочь с развитием всех высших психических функций (мышления, памяти, внимания и воображения) до уровня, необходимого, чтобы приступить к школьным занятиям;
  • подкорректировать речевую, мотивационную, волевую и коммуникативную сферы;
  • помочь значительно снизить тревогу ребенка, неизбежно возникающую в преддверии глобальных перемен в его жизни.
Для чего все это нужно?

Чем спокойнее начнется для вашего ребенка школьная жизнь, чем быстрее и лучше он сможет адаптироваться к школе, одноклассникам и учителям, тем больше вероятность, что у него не не возникнет проблем ни в начальных классах, ни в последующем. Если с детства подросток усвоит, что школа - это тяжелая повинность, не доставляющая ни малейшего удовольствия, говорить ему о том, что учиться - необходимо, будет бесполезно. Для того чтобы наши дети выросли счастливыми, образованными и уверенными в себе людьми, мы должны создать для этого все необходимые условия, и школа в данном процессе является важнейшим элементом.

Елена Евгеньевна Кравцова, директор Института психологии им.Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии,автор многочисленных научных публикаций и монографий:

"Очень важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает только то, что у него имеется основа для развития в предстоящем периоде. Поэтому думать, что такая готовность избавит его от проблем в будущем, не стоит. Самоуспокоение родителей и учителей ведёт к тому, что дальнейшее развитие ребенка тормозится. Всем педагогам известно множество примеров, когда дети, изначально читавшие по слогам, внезапно делают значительный рывок в навыке чтения. А те, кто изначально читал лучше, например, начинал читать медленно сразу словами, так дальше читать и продолжают. Поэтому останавливаться нельзя ни в коем случае - нужно все время продвигаться дальше."

Часто задают вопрос: а если ребёнку исполнилось 7 лет, но к школе еще он не готов , то что лучше - отправлять в школу таким, как есть, или пытаться подтянуть его до школьного уровня дома?
Думаю, в такой ситуации следует задаться вопросом: а что за учитель будет у ребенка? Сможет ли он понять, что у ребенка имеются определенные трудности и он может чего-то не выполнять не из-за лени или разгильдяйства, а из-за этих самых трудностей. Готов ли учитель какое-то время вовсе не спрашивать с ребенка и, вообще, отнестись к нему достаточно деликатно.
Не менее важна здесь и позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать ребенка, научиться сопереживать с ним нелегкие моменты. Если у родителей это получится, если они смогут удержаться от претензий и замечаний, то со всеми трудностями ребенок справится достаточно скоро.
Я, вообще, уверен, что, прежде всего нужно говорить о психологической готовности родителей к тому, что их ребенок пойдет в школу - это тоже немаловажно.

Элеонора Юрьевна Бараль, директор московской школы №299, заслуженный учитель Российской федерации:

"Конечно, готовность ребенка к школе -  момент очень важный, и, прежде всего, это кругозор, коммуникативные навыки и интеллектуальное развитие. Однако если о развитии интеллекта ребенка родители задумываются всерьез (учат его читать, писать, развивают у него воображение и т. д.), то о таком важном параметре готовности к школе, как коммуникативные навыки, часто забывают. Если ребенок все время проводит в семье и не посещает специальных мест, где может научиться общаться со сверстниками, то у такого ребенка адаптация к школе может происходить намного медленнее. Одним из наиболее важных факторов готовности к школе, о котором говорят почему-то редко, – это уровень общего развития ребенка. Под общим развитием я понимаю не набор определенных полезных навыков, а богатство внутреннего мира ребенка. Это то, что он выносит из семьи и что очень помогает ему найти свое место в новой для него школьной жизни. Помочь ребенку в таком развитии несложно – просто с ним нужно больше общаться, искренне интересоваться его чувствами и мыслями, а не только тем, все ли уроки он сделал и хорошо ли поел в обед.
Однако, случается и так, что к школе ребенок оказывается не готов. Можно ли считать это приговором? Разумеется, нет. И вот тут-то крайне важен педагогический талант учителя, который должен создать ученику условия для постепенного, безболезненного вхождения  в школьную жизнь: научить ребенка общаться с одноклассниками и помочь ему найти себя в новой, незнакомой ранее обстановке. Есть здесь и другая сторона: родители. Если они сумеют довериться учителю и разногласий во мнениях у них с ним не возникнет, то ребенку будет намного легче. Кроме того, важно, чтобы родители с учителями были до конца честны. Если у ребенка какие-то проблемы, видимые родительскому глазу, если он испытывает какие-нибудь трудности, правильным будет сообщить обо всем учителю, чтобы тот  помогал ребенку в его адаптации, принимая эти проблемы во внимание,. Я убеждена, что при правильном и тесном сотрудничестве родителей с учителем все вопросы решаемы, и недостаточная готовность ребенка к школе – еще не приговор, а всего лишь указание на некоторые проблемные моменты его развития. Поэтому разумный родительский подход с одной стороны и чуткость и педагогический талант учителя - с другой способны устранить любые сложности и сделать школьную жизнь ребенка радостной и интересной."   Psiholog.Kollegia.RU
Помощь детского психолога. Детская психология. Бесплатные консультации и советы онлайн и по телефону
ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПОМОЩЬ ПСИХИАТРОВ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН И ПО ТЕЛЕФОНУ

ClickHeat : track clicks