РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ

 Сегодня  воскресенье 17 ноября 2019 г.

Бесплатные консультации детских психологов
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » Раннее развитие детей

Раннее развитие детей

Раннее развитие детей - полезно это или нет?

Современную жизнь можно сравнить с гонками на велосипедах: пока крутишь педали, двигаешься вперед, а если остановишься, падение неизбежно. Для того чтобы в чем-то преуспеть, крутить приходится все быстрее. Для того чтобы в жизни чего-то добиться, мало уже иметь один-единственный университетский диплом и быть кандидатом наук. Быть успешным сейчас модно. А это означает: владение несколькими языками (одним английским тепрь уже никого не удивить - это даже не профессия, а приложение к ней), необходимость постоянного повышения своей квалификации, занятие каким-нибудь видом спорта и расширение своего кругозора. Словом, все у человека должно быть в точности по изречению А. П. Чехова.

Все родители, несомненно, желают своим детям только самого лучшего. Каждый хочет, чтобы его ребенок был красивым, умным и обеспеченным человеком. Конечно, можно преподнести все это своему чаду на блюдечке в виде подарка или наследства, состоящего из банковских вкладов, недвижимости, раскрученного бизнеса и т. п., но гораздо разумнее было бы научить ребенка достигать успеха собственными усилиями. Здесь на память приходит известная притча о мудреце, который не стал ловить для мальчика рыбу, чтобы тот мог насытиться, а позволил ему находиться рядом и учиться рыбачить.

И вот, чтобы успеть научить своего ребенка всему, что может понадобиться ему в жизни, родители начинают его образовывать еще до его рождения. Будущие мамы записываются на курсы, где наряду с подготовкой к родам занимаются интеллектуальным развитием своего еще не родившегося младенца. Очень забавно наблюдать, как будущие мамы под музыку машут  возле живота с разных сторон погремушками, прикладывают к нему разноцветные листки бумаги, поют, пальцами выстукивают на нем ритм и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это появлению на свет гениев, но настроение от таких занятий несомненно повышается, что имеет очень большое значение.
Вскоре после рождения родители с детишками начинают посещать школы танцев, пения, рисования и прочие курсы раннего развития.

Точных статистических данных о том, помогают ли специальные занятия развитию у детей выдающихся способностей, нет. В принципе, можно научить ребенка чтению и счету в 3-4 года, но в последующие 2-3 большинство детей в школе их догонит.

И все же слишком ответственные родители, глядя на сверстников своих детей испытывают постоянное беспокойство: вот эта девочка уже второй год занимается танцами и пением, вот тот мальчик –  рисованием, гимнастикой и чем-то там еще, а этот чуть ли не с рождения посещает группу Монтессори, еще один уже  катается на горных лыжах и английским языком занимается четыре дня в неделю. В некоторые спортивные школы детей записывают, едва они только появяются на свет. И вот одних начинает терзать навязчивая мысль о том, что они, наверное, плохие родители, поскольку не развивают своего ребенка, не вкладываю в него знания и навыки и не водят его из одной секции в другую и что другие дети уже знают и умеют очень многое и так далее. Другие родители, наоборот, считают, что главное – это здоровье, а всякие там языки, рисование и спорт могут подождать –  не следует перегружать ребенка – у него должно быть детство с игрушками, а не расписание занятий. А самое полезное в детском возрасте – это сон, прогулки на свежем воздухе и правильный режим питания.

Как и везде, у каждого метода развития ребенка есть как плюсы, так и минусы, но возникает вопрос: где их больше, а где меньше? Приносит ли раннее развитие реальную пользу ребенку или наоборот снижает у него желание обучаться дальше?

Курсов по развитию и образованию и детей очень много и все они переполнены, однако качество обучения на них сильно разнится, а цена практически везде высокая и не всегда соответствует качеству. К тому же, еще непонятно, нужно ли такое обучение вообще. Ответ на этот вопрос все родители ищут самостоятельно, поскольку только они, а не кто другой, несут ответственность за собственного ребенка.

Елена Ивановна Морозова, детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО:

Давайте сначала разберемся, что считать ранним развитием и как и чему детей нужно учить. В моей практике, есть случаи, когда обучать начинали уже в полтора года: нанимали репетиторов английского языка и еще чего-то. Наряду с этим приходила гувернантка и тоже проводила с ребенком определенную работу: готовила его к занятиям и.помогала делать уроки. Хотя обучение и облачено в игровую форму, это все же недопустимо.
Конечно, в полтора года ребенка нужно обязательно развивать, но это ни в коем случае не должно быть учебой даже в ее дошкольном варианте, а уж тем более школьными занятиями с преподавателями.
Очень полезно, если ребенок посещает вместе с мамой различные группы, где дети поют песенки, читают стишки, где есть общирная игровая среда, включающая множество различных игрушек и предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.

Например, очень интересен шведский опыт леготек, которые мамы посещают с детьми  и где можно просто поиграть, а специалист подсказывает и показывает, как лучше это делать. Полезны и те же группы Монтессори. Вообщем, хороши все группы развития, где ребенок может получить разнообразную информацию, усвоить что-то новое, обогатить свой опыт и удовлетворить свою природную любознательность. Здесь главное – чтобы развитие его проходило в интересной ему игровой форме. А когда полуторагодовалого ребенка пытаются учить отличать цвета, буквы и еще хотят от него правильных ответов, это для него совершенно неприемлемо.

Александр Леонидович Венгер, детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ):

Я против раннего обучения детей чтению, письму и другим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте нужно решать задачи гораздо более важные. В этом возрасте намного важнее развивать способности, а для их развития полезнее всего рисование, игры, конструирование и т. п.
Я также против раннего школьного обучения. Российские школы недостаточно приспособлены даже для семилеток, а для шестилетних  не подходят совсем. Законодательством РФ определено, чтом в школу ребенок может поступать с шести с половиной, семи или восьми лет - по усмотрению родителей. Им я рекомендую не отправлять детей в школу раньше семи лет, разве что за исключением случаев, когда ребенок по уровню эмоционального и личностного развития явно опережает свой возраст. Однако, подчеркиваю, что именно эмоционального и личностного, а не интеллектуального, поскольку интеллектуально развитые дети, наоборот, в эмоциональном и личностном плане, как правило, от своих сверстников отстают.  Psiholog.Kollegia.RU
Помощь детского психолога. Детская психология. Бесплатные консультации и советы онлайн и по телефону
ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПОМОЩЬ ПСИХИАТРОВ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН И ПО ТЕЛЕФОНУ

ClickHeat : track clicks