РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ

 Сегодня  среда 11 декабря 2019 г.

Бесплатные консультации детских психологов
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » Ребенок и его демонстративность

Ребенок и его демонстративность

Александр Леонидович Венгер, детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна».

Демонстративность – часто встречающаяся личностная особенность. Как видно из самого названия, проявляется она в том, что ребенок все время старается себя показать - продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится постоянно быть в центре внимания.

Обычно, детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения всеобщего внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я всех стесняюсь!».

Демонстративность – хорошо это или плохо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является чертой отрицательной или нежелательной, хотя иногда она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником весьма действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима при занятиях почти любыми видами искусства. Если у человека отсутствует потребность в привлечении внимания окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность важна особенно).

Мнимые болезни.

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания дети с высоким уровнем демонстративности, «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как если бы их болезнь была значительно более тяжелой, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно повнимательнее прислушаться к своему организму. Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, меня, кажется, немного тошнит!. Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов, поэтому тошнота, боли, спазмы действительно могут возникнуть.

Чрезмерное беспокойство окружающих по поводу самочувствия демонстративного ребенка побуждает его все чаще прибегать к такому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей. Например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок не вполне поготовлен.

Негативное самопредъявление.

При этом варианте развития демонстративный ребенок для привлечения к себе внимания окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает  себя «ужасным ребенком», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным, реализовать свою демонстративность. Взрослые своей реакцией это "поддерживают": они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, как только он прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом, формы обращения, используемые взрослыми в качестве наказания, для демонстративного ребенка становятся поощрением. Истинным наказанием может быть только лишение его внимания, т. к. любые эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выражаются ли они в положительной форме (улыбка, одобрение, похвала) или в отрицательной (замечание, наказание, ругань). А так как положительной реакции добиться труднее, чем отрицательной, ребенок избирает более простой путь.

Как обращаться с «негативистом».

При негативном самопредъявлении рекомендации просты, хотя следовать им не всегда бывает легко. Основной принцип – это четкое распределение и регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший. Главное здесь – замечать его именно в те минуты, когда он незаметен, не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Как только такие выходки начинаются, любые замечания нужно свести к минимуму.

Очено важно, чтобы взрослые отказались от бурных эмоциональных реакций, поскольку их-то ребенок и добивается. Активное эмоциональное отношение к проделкам демонстративного негативиста – это по сути дела не наказание, а поощрение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, отсоединить шнур и спрятать, заявив: «До завтра телевизор смотреть не будешь», а затем не обращать внимания на все недовольства и крики о том, что он «разыщет шнур», «разобьет и выбросит телевизор» или тому подобное.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он мог бы реализовать свою демонстративность. Особенно хороши для этого театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением постоянно играет какую-то роль – вот и дайте ему возможность играть ее не в быту, а на сцене. При этом, специально заботиться о его успешности необходимости нет – он почти наверняка сумеет добиться успеха сам без посторонней помощи. Лицедейство – его стихия.

Уход от деятельности.

В некоторых случаях чрезмерная потребность во внимании к себе непосредственных проявлений в поведении не влечет, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой - из-за высокой степени тревожности он опасается, что такое его поведение вызовет у окружающих лишь отрицательную реакцию. Этот конфликт разрешается развитием защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а настоящая его жизнь проходит в мечтах. Такую разновидность поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю.

В ситуации ухода от деятельности нужно развернуть активное воображение демонстративного ребенка во внешний мир и направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку необходима такая сфера применения, которая сможет насытить его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, например, занятиями рисованием. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание и ощущение успеха.

Если никаких художественных способностей у ребенка нет, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показов репродукций или, что гораздо лучше, картин на выставке и после того, как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается попробовать создать нечто подобное самому. Яркие декоративные рисунки, вообще, удаются детям хорошо, а детям с развитым воображением в ситуации ухода от деятельности - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в гости. Они действительно красивы, а главное - нет никаких поводов для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Нередко, слушая подобные рекомендации, родители и учителя высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" и усилиться демонстративность. При таких сомнениях психологи еще раз подчеркивают, что демонстративность – не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Особенность эта складывается довольно рано. Далее она может развиваться либо естественно, либо противоестественно. Естественно - если ребенок встречает понимание со стороны окружающих. Тогда это приводит вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению стойко преодолевать трудности и препятствия. И противоестественно: в негативистических формах или в виде ухода от деятельности, грозящей потерпением неудачи.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Рассказывать об этом родителям, обычно, не следует, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут помешать нормальному воспитанию ребенка. Однако, некоторым – тем, кто черезчур упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", консультант должен представить и такой сценарий, дав им понять, что в действительности угрожает их ребенку, если они не изменят своих взглядов на воспитание.  Psiholog.Kollegia.RU
Помощь детского психолога. Детская психология. Бесплатные консультации и советы онлайн и по телефону
ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПОМОЩЬ ПСИХИАТРОВ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН И ПО ТЕЛЕФОНУ

ClickHeat : track clicks